Возродится ли СВВМИУ
Главная » Новости и статьи » Возродится ли СВВМИУ

Вчера на торжественном собрании в честь 70-летия со дня образования СВВМИУ последний начальник ВВМИОЛУ имени Ф.Э.Дзержинского контр-адмирал Колесников Игорь Николаевич вспоминал, как в 1997 году был издан приказ мэра СПБ Собчака Анатолия Александровича об освобождении здания Адмиралтейства и перебазировании училища. Этому приказу предшествовало его (Собчака) обращение в Госдуму РФ с обоснованием такого решения. Начальник училища был вызван в Москву министром обороны генералом армии Грачевым Павлом Сергеевичем на беседу о дальнейшей судьбе училища. Беседа завершилась напутствием-приказом добиться отзыва Собчаком А.А. обращения. Игорь Николаевич добился положительного результата. Обращение было отозвано. Приказ был отменен. Собчак А.А. четырежды посещал училище вместе с тогдашним  сотрудником своего аппарата Путиным В.В. Они всё правильно поняли.

Непростые 1990-е мы пережили только благодаря таким нашим людям и их поступкам, которые шли вразрез с нажимом засланных амерских агентов. Ведь понятно, что уничтожение инженерного флотского образования – это по сути уничтожение нашего флота. Можно еще вспомнить годы отмены набора в инженерные училища в связи с развалом флота. Офицеров — инженеров назначали на мичманские должности, увольняли по первому желанию, позволяли увольняться из вооруженных сил РФ и переводиться в ВС бывших республик СССР – новообразованных суверенных государств.

Флота не стало и личный состав оказался невостребованным. А сам флот: действующий, корабли и суда, уже спроектированные и перспективные, конструкторские бюро, судостроительная отрасль промышленности, базы и многое другое оказались брошенными. Можно себе представить каких затрат, физических, моральных и нравственных усилий стоило восстановить весь это сложнейший процесс. Украина, например, даже катера не в состоянии теперь строить и эксплуатировать. А Россия смогла возродить кораблестроение и построить сложнейшие атомные подводные лодки и великолепные надводные корабли с собственными, а не украинскими газотурбинными ГЭУ. Это же подвиг, который был совершен на наших глазах. Мы смогли заменить тысячи и тысячи зарубежных ныне поставщиков корабельной техники и материалов на собственных. 

Что касается подготовки военных инженеров, то в настоящее время она осуществляется в Военном институте (военно-морском политехническом) ВУНЦ (военно-морского учебного центра) ВМФ «Военно-морская академия» https://flot.com/education/academies/pushkinbranch/, объединившем административный и преподавательский состав трех бывших самостоятельных училищ: ВВМИОЛУ имени Ф.Э.Дзержинского, ЛВВМИУ имени В.И.Ленина, ВВМУРЭ имени А.С.Попова, а также закрытого в 1993 году СВВМИУ.

  Начиная с 2014 года в Севастополь приезжали комиссии и в том числе нынешний Министр Обороны генерал армии Шойгу С.К., всячески лоббировал возрождение СВВМИУ наш выпускник вице-адмирал Белавенцев О.Е., но пока положительного решения нет. Мотивы понятны: флот резко сократился, в связи с чем потребность в офицерских кадрах снизилась, три бывших самостоятельных инженерных училища в СПб с развитой инфраструктурой и немаленьким количеством опытнейших администраторов и педагогов некуда девать. Известны еще планы организации подготовки всех военно-морских кадров Кронштадте. Вот так и получается, что при всех преимуществах Севастополя прямо сейчас решение принять не представляется возможным. Нужна какая-то чрезвычайная ситуация. В 1915 году необходимость организации Третьего военно-морского кадетского корпуса в Севастополе диктовалась дефицитом морских офицеров после поражения Российской империи в войне с Японией, в 1950-х годах срочно нужно было готовить офицеров -инженеров для атомного подводного флота. Флот был большой. Место для подготовки офицеров-инженеров было выбрано идеально. 

В наше время нужны новые идеи. Корабли проектируются высокоавтоматизированными. Уже нет потребности организовывать боевой пост у маневрового устройства турбины и самых важных насосов, широко внедрены средства дистанционного контроля состояния и диагностики корабельных технических средств. Промышленность уже давно научилась изготавливать герметичные парогенераторы.  Личного состава в электромеханическую боевую часть требуется меньше, качество его подготовки должно быть значительно выше, чем в прежние годы. Всё меняется и флот также.

Думается, что Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище конечно можно возродить, но на совершенно другом уровне. Несомненно, уникальный учебный реактор может сыграть определенную роль. Наличие свободных пространств, на базе которых можно строить стенды в реальных геометрических размерах аналогично тренажеру «Борт-70». Учить курсантов работать с выносным оборудованием для обеспечения потребностей систем управления движением корабля под водой и многое другое. Бухта Голландия — рядом. Такого нет нигде. Даже в Кронштадте. Важно также то, что Севастополь — наглядный образец русской славы. Никакого дополнительного патриотического воспитания не требуется.

Понятно, что требуются нетривиальные политические решения и талантливые организаторы. 

Мы поддержим. Мы страну и флот не подведем. Нас так научили.