Вешенки

Вчера (20 ноября!) нашел вешенки. Свежайшие, крепкие, ароматные! Приготовил отличный ужин.

Вчера же с 6 летним внуком Петей посетили музей «Подводная лодка Д-2 «Народоволец». Это было его желание. Он взял с собой блокнот и делал заметки по ходу осмотра. (Буквы он знает. Слова записывать еще не умеет, поэтому записи делает какими-то значками понятными только ему.) Начали посещение с подарка музею книги «Подводные рейды» моего тестя и прадедушки Пети капитана 1 ранга Коржа Виктора Емельяновича. В экспозиции музея уже выставлена его первая книга «Запас прочности», поэтому новую книгу они приняли с большим удовольствием.

Книгу вручили заведующему музея капитану 2 ранга Кондратьеву Кириллу Михайловичу. Состоялся очень интересный разговор о музее, истории, патриотическом воспитании молодежи и, как это обычно бывает у неравнодушных собеседников, о России.

Кирилл Михайлович рассказал как под его руководством были расчищены «авгиевы конюшни» в музее и на прилегающей территории, подобран новый персонал, организовано несколько экспозиций с натуральными великолепными экспонатами, наведен настоящий флотский порядок, постоянно проводятся мероприятия городского масштаба.

В свою очередь я удивил его новой для него информацией о том, что подводная лодка «Д-2» не просто была переведена в 1933 году на Север и вошла в состав Северной военной флотилии, впоследствии преобразованной в Северный флот, а принимала непосредственное участие в разгоне полчищ норвежских браконьеров и прикрывавших их кораблей. Норвегия в течении нескольких лет уничтожала все живое на побережье Баренцева и Белого морей, грабила и убивала поморов. При этом, пользуясь слабостью новой России, им наглости  хватало требовать от России свободного доступа на эти территории. Северный флот быстро навел порядок, а поморы ответили адекватно. Кстати и остров Шпицберген в 1920 году был закреплен за Норвегией в этот же период слабой России. 

Почему-то новостью для Кирилла Михайловича оказалось то, что в Севастополе было и наше инженерное училище. Он слышал только о ЧВВМУ. Рад что помог ему получить новую для его информацию. Когда я сказал ему, что занимаюсь созданием базы данных выпускников СВВМИУ он высказал полезнейшую идею о том, чтобы ориентировать ее на молодежь, сделать пособием для изучения истории ВМФ на примерах жизни и достижений выдающихся моряков. Еще он вспомнил, что очень сложно было составить список экипажа «Д-2». Опросы даже членов экипажа зачастую заканчивались тем, что все друг друга знали только по именам — Леша , Вася и больше ничего. В архивах тоже концов не найти. Я сейчас работаю в Центральном военно-морском архиве и пытаюсь найти сведения об экипажах подводных лодок Ладожской военной флотилии. Пока удалось отыскать единственный документ — списки личного состава, в которых указаны родственники моряков. Где-то может быть и хранятся приказы по личному составу. Но где?  На многих документах до сих пор грифы секретности. С 1944 года! Уже есть множество открытых публикаций, в которых подробнейшим образом расписан боевой путь кораблей. Что там еще секретного может быть? Закон нужно принимать об автоматическом рассекречивали документов по истечению срока давности. Оцифровывать надо побыстрее документы. Справедливости ради нужно отметить, что эта работа ведется и очень масштабно — вижу своими глазами.

Договорились сотрудничать с музеем с акцентом на воспитание молодого поколения, которое обязано знать историю России.

Музей подводной лодки «Д-2», в котором можно многое трогать и крутить, стараться не набить шишек при перемещении по отсекам — очень хорошая площадка для изучения того как устроена настоящая жизнь подводников. 

Собрались в самоволку матросы-одногодки. Открыли люк. Хлынула вода… Да, трудно убежать с подводной лодки.