Экскурсия в Центральный Военно-Морской Музей
Главная » Новости и статьи » Экскурсия в Центральный Военно-Морской Музей

image-21 14 апреля на экскурсию в ЦВММ пришли 14 человек-ветеранов СВВМИУ, членов их семей и приглашенных. Слесаревский Николай Иванович, капитан 1 ранга, сотрудник музея свой рассказ начал с воспоминаний о том, как неудачно пытался поступить в СВММИУ, но не прошел медкомиссию, что не помешало ему в следующем году поступить в училище имени М.В.Фрунзе и успешно его закончить. Такие высокие требования к здоровью будущих офицеров-подводников. Рассказ был подробным и эмоциальным. Участники экскурсии — наши ветераны не только слушали и задавали вопросы, но и временами дополняли рассказ Николая Ивановича.  Немного огорчила цифра: оказывается всего 3%  экспонатов можно увидеть, в то время как остальные 97% находятся в запасниках и с очень малой долей вероятности когда-нибудь будут выставлены.

 

 

imgB.aspОчень жаль. Можно было-бы выездные выставки на базе этих экспонатов организовать, наладить работу историков-исследователей. Пока ничего такого нет. Наши пожелания Николай Иванович пообещал передать руководству музея. Далее приведена основная информация, которую поведал нам  Николай Иванович с нашими некоторыми дополнениями.

 

 

 

 

 

petr_iХорошо различимы  на трости Петра I  (1673-1725) метки, соответствующие действующим в то время мерам длины. Оказалось, что при посещении верфей он лично проверял качество работ и, при необходимости, тут же этой же самой тростью «воспитывал» бракоделов. Всем известно, что представленный в музее ботик Петра  I  — «дедушка» русского флота, но не все знают, что есть и «бабушка» — «Фортуна«,  — деревянный ботик, единственный корабль потешной флотилии Петра I на Плещеевом озере, сохранившийся до наших дней. Русский флот начинался в средние века, когда успешно функционировал торговый путь «из варяг в греки», новгородские поморы на кочах осваивали Северные моря и торговали с Европой, князь Олег на многочисленных ладьях пересек Черное море и прибил свой щит на воротах Царьграда в 907 году. В музее представлены красочные рисунки. При Петре I  Россия в Северной войне (1700-1721) на галерах, скампавеях, стругах и немногочисленных парусных фрегатах и бригах громила шведов на Балтике и воевала с турками на Черном море. 6–7 августа 1714 года в Гангутском сражении русский флот одержал первую крупную победу на море. Был построен большой современный флот. По итогам войны к России были присоединены Ингрия (Ижора), Карелия, Эстляндия, Лифляндия (Ливония), основан Санкт-Петербург.Oleg_shield_Tsargrad_by_Bruni-663x512Российское влияние прочно утвердилось и в Курляндии. Необходимо знать, особенно нынешним прибалтийским руководителям-русофобам, что  согласно Ништадскому договору указанные территории не были уступлены, а были проданы Швецией России за 2 млн талеров  (на 01.01.2017 года 1 талер 1655 года = 350000 рублей).  И если они будут слишком назойливы — пусть вспомнят предостережение первого канцлера Германской империи  О. Бисмарка (1815-1898): «Не надейтесь, что единожды воспользовавшись слабостью России, вы будете получать дивиденды вечно. Русские всегда приходят за своими деньгами… » Среди экспонатов музея — 30 килограммовый меч, принадлежавший плененному шведскому адмиралу. Сейчас вряд ли найдутся  богатыри,  способные таким оружием сражаться. Не исключено, правда, что этот меч, на самом деле, для сражений не предназначался.

В Выборгском сражении 3 июля 1790 года русский флот в тяжелом противостоянии нанес поражение шведскому флоту.  Фрагменты шведских кораблей, поднятые со дна залива ордена Петра Великого подводно-археологическим обществом «Память Балтики» можно увидеть в Выборгском замке. После завершений эпохи строительства флота в период жизни Петра  I в сражениях на Черном и Средиземном морях русский парусный флот благодаря победам адмиралов Синявина Д.Н.(1763-1831), Ушакова Ф.Ф.(1745-1817), Нахимова П.С. (1802-1855) и других обеспечил присоединение к России Причерноморья и Крыма.

Интересно было послушать рассказ о знаменитых морских династиях. Бутаков Г.И. (1820-1882) адмирал, генерал-адьютант, теоретик и практик боевого использования паровых броненосных кораблей является представителем рода, давшего России 112 морских офицеров. Римские-Корсаковы прославились как флотоводцы, военные, ученые, воспитатели. Эта фамилия дала стране 17 морских офицеров, шестеро из которых были адмиралами, а четверо Римских-Корсаковых возглавляли старейшее в России морское учебное заведение – Морской корпус (ныне Высшее военно-морское училище им. М.В.Фрунзе). Римский Корсаков В.А. (1822-1871) контр-адмирал, будучи директором Морского кадетского корпуса ввел в систему воспитания новые начала развития в воспитанниках чувств самонаблюдения, долга и чести; система постоянного надзора над воспитанниками заменена системой доверия. Римский-Корсаков Н.А. (1844-1908) — с отличием окончил Морской корпус и  начал службу в трехлетнем, почти кругосветном, походе на клипере «Алмаз», где получил звание «мичман». После увольнения с флота стал всемирноизвестным композитором, написал  15 опер, 3 симфонии и множество иных музыкальных произведений.

В ходе Крымской войны наш флот, к сожалению, был уничтожен почти полностью. В основном из-за вынужденного его затопления на входе в Севастопольскую бухту. Однако, вновь построенные в 19 веке броненосцы, крейсера, более легкие надводные корабли и первые подводные лодки  преобразили флот России и  позволили стране достойно противостоять флотам Великобритании, Германии, Турции и Франции. Выдающиеся люди России служили России и трудились для развития флота России. Подводная лодка, спроектированная Джевецким С.К. (1843-1938) 200px-Drzewiecki_submarine._Monument_in_Gatchinaбыла рассчитана на экипаж в составе 4 человек. Было построено 50 единиц таких кораблей.  Вице-адмирал Макаров С.О. (1849-1904) русский военно-морской деятель, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель внес огромный вклад в развитие флота.  Разработчик теории непотопляемости, пионер использования ледоколов,  разработчик русской семафорной азбуки. Погиб во время русско-японской войны.  Попов А.С. (1859-1906) русский физик и электротехник, профессор, изобретатель, статский советник, почётный инженер-электрик. Один из изобретателей радио. Судовая радиоприёмная станция А. С. Попова образца 1901 года была рассчитана для приёма на ленту и на слух. Такими приёмными станциями были оборудованы многие корабли Черноморского флота. Во время общефлотских манёвров 7 сентября 1899 года удалось поддерживать радиосвязь с тремя кораблями, которые дрейфовали в 14 км от берега. В память об этом получила название Радиогорка в Севастополе. В январе 1900 года была организована радиосвязь  для организации работ по спасению броненосца береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин», севшего на камни у о. Гогланд в Финском заливе в результате навигационной ошибки.  5 февраля 1900 года находящийся в Финском заливе ледокол «Ермак» по радио получил приказ об оказании помощи рыбакам, унесенным в море на льдине, вышел в залив и выполнил задание. В наше время имя Попова А.С. было присвоено ВВМУРЭ в  Петродворце, в настоящее время ВМПИ ВУНЦ ВМФ «ВМА имени адмирала Н.Г.Кузнецова». Шиллинг П.Л. (1786-1837) в 1812 году взорвал на Неве мину электрическим способом. Аналогичный опыт был повторен американцами через 18 лет, а англичанами только через 26 лет.  Крылов А.Н. (1863- 1945) — русский и советский кораблестроитель, механик и математик, академик Петербургской АН / РАН / АН СССР, генерал флота, генерал для особых поручений при морском министре Российской империи, лауреат Сталинской премии, Герой Социалистического Труда.  Разработчик теорий гирокомпаса, качки, плавучести  корабля. Внес большой вклад в судостроение, магнетизм, артиллерийское дело, математику, астрономию и геодезию. Широко используются его знаменитые таблицы непотопляемости. В честь его заслуг образован ЦНИИ  и РНТО его имени. Берг А.И. (1893 — 1979) — советский учёный-радиотехник и кибернетик, основоположник отечественной школы биологической кибернетики и биотехнических систем и технологий, адмирал-инженер, заместитель министра обороны СССР. Академик АН СССР, Герой Социалистического Труда. После окончания морского корпуса во время первой мировой войны служил младшим штурманом на линкоре «Цесаревич». Затем — штурман и офицер связи на английской подводной лодке E8, действовавшей совместно с русским флотом на Балтийском море. Участник Ледового похода Балтийского флота. В 1919 году -штурман подводной лодки «Пантера», которая 31 августа 1919 года двумя торпедами у острова Сескар потопила английский эсминец «Виттория». Это стало первой победой подводных сил России. В дальнейшем командовал подводными лодками «Рысь», «Волк», «Змея». Участвовал в разработке «Правил службы на подводных судах».  После окончания академии преподавал в Военно-морском инженерном училище. Председатель секции радиосвязи и радионавигации Научно-технического комитета ВМС РККА.  Создал при училище радиолабораторию, которая  была преобразована в научно-исследовательский институт, руководителем которого был назначен. Начальник Научно-исследовательского морского института связи и телемеханики (НИМИСТ). Возглавил программу по созданию советских радаров. Инициатор основания  и первый директор «Всесоюзного научно-исследовательского института радиолокации» (теперь ЦНИРТИ). Параллельно с работой в Совете по радиолокации, входит в состав ракетного комитета.  Внёс значительный вклад в становление в СССР бионики, технической кибернетики, структурной лингвистики, искусственного интеллекта. Исаков И.С.  (1894-1967) — советский военачальник, Адмирал Флота Советского Союза. Герой Советского Союза. После окончания Отдельных Гардемаринских классов  в звании мичмана получает назначение на эскадренный миноносец «Изяслав». В дальнейшем командовал кораблями на Балтийском и Чёрном морях, занимал штабные должности, преподавал в военной академии. В 1937—1938 годах — командующий Балтийским флотом. В 1938—1950 — заместитель  наркома ВМФ; в 1941—1943 и 1946—1950 годах — начальник Главного морского штаба, затем заместитель главкома ВМФ, заместитель министра Морского флота.

Тяжелое поражение в войне с Японией вынудило нашу страну активно заняться воссозданием флота.  Были оборудованы верфи в Николаеве и Севастополе, начато строительство линкоров и многих других кораблей. Для завоевания Босфора планировалось построить несколько линкоров-дредноутов. Первый — «Императрица Мария» был построен в Николаеве, но был взорван немецкими диверсантами 20 октября 1916 года в Севастопольской бухте. Остальные: «Император Александр  III»  и «Императрица Екатерина Великая» не были достроены. В итоге планы завоевания  проливов были сорваны. Открывались новые учебные заведения для подготовки морских офицеров. В частности в Севастополе в 1915 году был заложен 2-й морской кадетский корпус, на базе которого через многие годы, в 1951 году будет образовано Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище. Зимой 1918 года за счет огромных усилий из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт, не без потерь, были выведены 226 кораблей и судов.  Спасенные корабли составили ядро Балтийского флота. Организатор Ледового похода Щастный А.М. в мае 1918 года был награжден орденом Красного Знамени по указанию Ленина В.И. А в июне 2018 года его расстреляли по команде Троцкого Л.Д., который ранее отдал приказ об уничтожении не только Балтийского, но и Черноморского флотов. Но Санкт-Петербург уже был надежно защищен от вторжения Германии. В 1918 году по условиям Брестского мира большевистской России с Германией 16 кораблей и судов Черноморского флота были все-таки затоплены в Новороссийске, а 9 — ушли в Севастополь, где были переданы немцам. На многих кораблях  Черноморского флота, чтобы не передавать их Германии, в этот период, были подняты флаги Украины. Во время «исхода» белой армии к середине ноября 1920 года все исправные корабли Черноморского флота, вспомогательные и транспортные суда числом до 150 единиц, ушли под французским флагом из портов Крыма в Турцию. На них были вывезены 145 693 человека. Несколько десятков неисправных кораблей и судов, непригодных для перехода были затоплены или выведены из строя. 33 корабля дошли до Бизерты (Тунис) где была образована русская эскадра, которая просуществовала до октября 1924 года. После неудачной попытки вернуть хотя бы часть наиболее боеспособных кораблей в Россию  они были переоборудованы и проданы. В связи с 300-летием Российского флота по инициативе президента севастопольской правозащитной ассоциации «Морское собрание» капитана 2 ранга запаса Стефановского В.В., выпускника СВВМИУ, был организован Поход памяти в Бизерту из Севастополя на крейсерской яхте «Петр Великий». 29 октября, спустя 72 года после спуска Андреевского флага, в Бизерте свершился символический акт — здесь вновь был поднят исторический стяг Военно-Морского Флота России. Этот момент можно считать началом общественной реабилитации тех, кто покинул Отечество в конце Гражданской войны. Официальная реабилитация состоялась  позднее.

Флот советской России перед началом Великой отечественной войны были пополнен новыми кораблями, в числе которых: крейсер «Киров», лидер эскадренных миноносцев  «Ташкент», подводные лодки различных типов. 18 апреля 1939 года, в итальянском Ливорно, где был построен «Ташкент», во время подъёма  советского флага представитель фирмы ОТО  закончил свою  речь словами: «Да здравствует фашизм, да здравствует Муссолини!». Военпред и одновременно переводчик советской делегации  нашёлся и перевёл его слова так: «В конце речи господин … приветствует своё правительство!».  Перед войной начали действовать несколько военно-морских учебных заведений, среди которых — ВВМИУ имени Ф. Э. Дзержинского (1939) в Ленинграде — единственное военно-морское училище, которое готовило военные инженерные кадры для флота и 2-е военно-морское училище в Севастополе (1937) для подготовки командных кадров для кораблей и частей флота. Впоследствии  этому училищу было присвоено наименование: ЧВВМУ имени П.С. Нахимова. Работали они и во время войны, а курсанты направлялись во время практики на действующие флоты, где плечом к плечу с краснофлотцами участвовали в боевых действиях, получали награды и нередко погибали. Действия на Балтике усложнялись окружением Ленинграда врагами со всех направлений, а со стороны Финского залива массированными минными постановками и установками противолодочных сетей. Наши потери были огромными, однако крейсер «Киров», подводные лодки, торпедные катера, тральщики достойно противостояли врагу и сумели нанести ему серьезный урон. image-16 Так, подводная лодка «С-13″под командованием капитана 3 ранга  Маринеско А.И. (1913-1963), впоследствии Героя Советского Союза, в январе 1945 года потопила транспорты «Вильгельм Густлов» и «Штойбен» общим тоннажем 42 557 брутто-регистровых тонн, выполнив уникальный боевой маневр, названный впоследствии «атакой века».  Подводный минный заградитель «Л-3» «Фрунзевец», командовал которым капитан 3 ранга Коновалов В.К. (1911-1967), впоследствии Герой Советского Союза, а командиром БЧ-5 служил капитан-лейтенант Крастелев М.А. (1911-1988), впоследствии инженер-вице-адмирал, начальник СВВМИУ, потопил торпедами 2 корабля противника общим водоизмещением 10 743 брутто-регистровых тонн, в том числе транспорт «Гойя», на котором находилось около 7000 человек, что по некоторым данным является крупнейшей морской катастрофой за всю историю. На поставленных минах погибло 9 судов общим водоизмещением около 15 500 брутто-регистровых тонн. По количеству потопленных судов во время Великой Отечественной войны «Л-3» принадлежит 1-е место в советском ВМФ, хотя по суммарному тоннажу она уступает «С-13».  «Л-3» неоднократно получала серьезные боевые повреждения, корабль 15 раз объявляли погибшим, но «всем чертям назло» успешно возвращался в родную базу. В настоящее время работает музей подводной лодки «Л-3»  в средней школе № 201 города Санкт Петербурга. Рубка «Л-3» экспонируется в Парке Победы на Поклонной горе в Москве.  Подводная лодка «С-7» под командованием капитана 3 ранга Лисина С.П. (1909-1987), впоследствии Героя Советского Союза, (командир БЧ-5 капитан-лейтенант Корж В.Е. (1912-1993)) в одном из боевых походов потопила транспорт и пленила его капитана с документами, среди которых была карта минных полей Балтики.  Союз выпускников СВВМИУ издал книгу воспоминаний Коржа В.Е. «Подводные рейды»  об этом и еще двух его боевых походах на подводных лодках «С-12» и «Л-21». В 1-й бригаде подводных лодок воевали кроме Коржа В.Е. и Крастелева М.А. еще и Долгополов Н.С. — командир БЧ-5 «Л-21», впоследствии капитан 1 ранга, доктор технических наук, начальник кафедры автоматического регулирования и управления специальными энергетическими установками подводных лодок СВВМИУ и Андрюк Б.Д. — помощник флагманского инженер-механика, впоследствии капитан 2 ранга, начальник курса СВВМИУ.

В аттриуме музея представлен истребитель «И-16» на котором начинал войну Сафонов Б.Ф. (1915-1942) — подполковник, первый дважды Герой Советского Союза,  лучший советский лётчик-истребитель 1941—1942 годов. Среди его воспитанников — 13 Героев Советского Союза. Самолет вначале предполагали разместить в воздушном пространстве аттриума, однако троса не выдержали и аппарат «приземлился» на хвост. К удивлению персонала из хвоста выпали формуляры на оборудование самолета и другие интересные документы, которые также вошли в экспозицию.  

Далее рассказ продолжился о событиях на Черноморском флоте. Основные темы: героическая оборона и освобождение Севастополя, Керченско-феодоссийская десантная операция, действия «Бронебашенной батареи-30» на Северной стороне Севастополя. 30batНеудачи десанта были вызваны в том числе и тем, что не приняли в расчет возможную плохую погоду. Вспомнились мудрые средневековые мореплаватели, которые с ноября по март в море старались не выходить. А тем более воевать в этот неблагоприятный период на море. Оборона Севастополя продолжалась 250 дней. Общие потери военных и гражданского населения составили до 300000 человек. Немцы потеряли до 150000 человек. 30-ка в одиночестве обеспечивала дальнюю (до 42 километров) артиллерийскую оборону города. За время обороны её личный состав сумел вручную заменить вышедшие из строя стволы  орудий калибром 305 миллиметров, с длиной ствола 12 метров, массой 42 тонны и продолжил воевать. Врагу был нанесен огромный урон.  Севастополь оттянул на себя и перемолотил ресурсы немцев, без которых они не смогли взять  Сталинград и Кавказ. Лидер «Ташкент» 27 июня 1942 года доставил из Севастополя в Новороссийск 2000 раненых и беженцев, а также полотна из панорамы «Оборона Севастополя 1854/55гг», пробитые 6000 осколками. В ходе операции по освобождению Севастополя в апреле-мае 1944 года уничтожено более 100000 гитлеровцев. Даже в наши дни дно Черного моря в районе мыса Херсонес, куда были вытеснены сначала зашитники Севастополя в 1942 году, а потом оккупанты в 1944 году  усыпано остатками оружия. После Великой Отечественной войны 30-я батарея была восстановлена, башни  взяли с балтийского линкора «Фрунзе» (бывший «Полтава») и модернизировали. Теперь батарея насчитывает уже не 4, а 6 орудий. Последний раз батарея стреляла в 1968 году на съемках  фильма «Море в огне». В результате во многих домах в близлежащих сёлах повылетали стекла, у некоторых домов сорвало крыши. В наше время батарея находится на консервации, а вокруг все плотно застроено и недалеко расположен аэропорт «Бельбек». Вспомнили мы командира подводной лодки «М-177» Кесаева А.Н. (1914-1977) капитана 1 ранга, Героя Советского Союза, который воевал на Черном море, а впоследствии был начальником кафедры «Боевые средства флота и основы тактики ВМФ» в СВВМИУ.

 Северный флот успешно обеспечивал проводку союзных конвоев, а Тихоокеанский  — сдерживал деятельность японского флота. 

После окончания Великой Отечественной войны  флот СССР пережил этапы восстановления, когда в его состав вошли корабли побежденных Германии и Италии и, в том числе, линкор «Новороссийск» (бывший «Джулиано Чезаре»), взорванный итальянскими подводными диверсантами 29 октября 1955 года в Севастопольской бухте на том же самом месте, где стоял линкор «Императрица Мария»  в 1916 году. Были построены крейсера «Кутузов», «Свердлов», начато строительство новых дизель-электрических подводных лодок.  Потом наступил период резкого сокращения и модернизации кораблей.  Началось строительство атомного подводного флота. В 1960 годах после «Карибского кризиса» бурно строились атомные подводные лодки. Наибольшей численности флот СССР достиг под руководством адмирала флота Советского Союза, дважды Героя Советского Союза Горшкова С.Г.  (1910-1988). Впервые в истории флот России стал постоянно присутствовать во всех океанах планеты. Подводные атомоходы начали совершать походы подо льдами Северного ледовитого океана в район Северного Полюса Земли. В Средиземном море работала на постоянной основе 5-я (Средиземноморская) оперативная эскадра (флотилия) кораблей численностью до 70-80 вымпелов, что стало сдерживающим фактором для 6-го флота США и Израиля, угрожающих нашим союзникам. Запомнился «Карибский кризис», в котором для поддержки Республики Куба участвовало множество кораблей ВМФ СССР.  

После распада Советского Союза наиболее сложная обстановка для флота  сложилась на Черном море. Часть Черноморского флота России, базировавшаяся в Крыму вместе с береговой инфраструктурой оказалась по факту заблокированной. В 2014 году после воссоединения Крыма и Севастополя с Россией угасавший Черноморский флот стал возрождаться. Надводные корабли и поступившие на вооружение новые подводные лодки активно действуют в районе Сирии. Северный и Тихоокеанский флоты усилились новейшими атомными подводными ракетоносцами. В настоящее время Российский флот готов к решению самых сложных задач. 29 июля 2017 года в Санкт-Петербурге состоится грандиозный военно-морской парад, на котором каждый сможет в этом убедиться.

Завершилась экскурсия посещением временной экспозиции «Непобедимый Ушаков» 147-1 Опять мы вспомнили выпускника СВВМИУ капитана 1 ранга Овчинникова  В.Д. — историка,  автора нескольких книг о Федоре Федоровиче Ушакове. 

 

 

 

 

 

dsc06747 За очень интересную экскурсию мы поблагодарили Слесаревского Николая Ивановича и подарили ему  книгу Коржа В.Е. «Подводные рейды».  А Николай Иванович, в свою очередь сказал нам «спасибо» за ценные дополнения к его рассказу. Надеемся на дальнейшее сотрудничество нашего Союза выпускников СВВМИУ с Центральным военно-морским музеем.